КАК ПОДНЯТЬ РЕБЕНКА УТРОМ В ДЕТСКИЙ САД
"Мама, а когда мы будем в садик просыпаться не днем, а еще ночью?" – спросила дочка. "Скоро, моя хорошая, очень скоро…" Буквально на днях.
Чем позже рассвет, тем сложнее разбудить и поднять ребенка. За прошлый "темный сезон" у нас с дочкой сложился утренний "сценарий", который позволяет относительно безболезненно разбудить девочку, собрать и отвести в сад.
В этом "сценарии" несколько пунктов:
1. Разбудить ребенка: ее тело и ее мозги, сознание. Вариант "поднять подняли, а разбудить забыли" не срабатывает.
2. "Напитать" ее маминой любовью перед 11-часовой разлукой (дочь находится в саду с 8 утра до 7 вечера).
3. Покормить и одеть без скандала.
4. Вовремя вывести из дома!
Обычно нам для этого нужен час времени. Но если хотя бы по одному из пунктов происходит сбой, "забастовка" или "зависание", мы опаздываем, я нервничаю, Мася тормозит, приходится бежать бегом, у обеих плохое настроение.
Поэтому правило №1 – запасное время. 10-20 минут нужно всегда иметь в запасе. Если вдруг все прекрасно (такого не бывает, но если вдруг…), то можно идти в садик не торопясь – дальней дорогой (через рощу), рассматривая цветочки, листочки, облака, дождинки, снежинки.
Правило №2. Утреннее время – детское время. Замечено, что ребенок ведет себя спокойнее, быстрее ест и одевается, если мама рядом и добрая. Поэтому маме лучше вставать раньше и собирать детские вещи в сад, готовить-разогревать завтрак, готовить одежду для себя, делать макияж и т. п. до того, как будить ребенка.
Правило №3. Терпение, много терпения! И ласка. Стоит мне начать раздражаться, сердиться, как в ребенке просыпается либо противление, либо плохое настроение. И прощай доброе утро.
Теперь к нашему сценарию. По нему пойду с последнего пункта к первому – от простого к сложному.
Вовремя выйти из дома
Для этого все сумки (своя и детская) должны быть собраны заранее, вся одежда приготовлена. Детскую верхнюю одежду я кладу на табуретку в прихожей – куртка, перчатки (рукавички), шапка, шарф, теплые штаны, кофта. Рядом стоит приготовленная обувь. Ребенок берет все по порядку и надевает на себя, не путаясь.
Одеть и накормить
Свежие колготки, футболка, белье для девочки лежат на краю кровати тоже в порядке одевания. И, умывшись, девочка уже одевается сама без напоминаний и растерянности "что надеть".
Почему я кормлю ребенка перед садиком? Потому что бужу ее в 6:45, а завтрак в саду в 8:30. И потому что сытая она веселее и добрее, чем голодная.
Завтрак простой, чтобы съедался легко и быстро – хлопья, молоко с печеньем, каша, блины, оставшиеся с ужина, иногда просто банан или творожок.
Я вместе с дочкой пью свой чай или свой кофе, иногда ем. И мы разговариваем о том, какие у них занятия в садике сегодня по расписанию, какая погода, будут ли они гулять, какое платье я ей сегодня с собой положила. А также о том, что мы будем вечером вместе делать.
"Напитать ребенка мамой"
То есть дать ребенку перед садиком изрядную порцию материнского внимания и материнской любви. "Напитать" – это слово из теории привязанности. "Напитанный" ребенок легче переносит разлуку, проще отпускает мать в садике, вообще более веселый и позитивный, менее капризный.
Здесь у нас с дочкой в ход идет все:
– совместный завтрак;
– разговоры о том, что будем вечером делать вместе;
– мамина помощь в еде и одевании;
– улыбки, ласка, тактильный контакт;
– утренние совместные ритуалы.
Говорит психолог Надежда Зеленина: "В дестадовском возрасте ребенок еще остро нуждается в маме. Но жизнь часто ставит нас в условия вынужденной разлуки, а сад, как бы ни был хорош, ущербен для ребенка именно отсутствием мамы.
Дать ребенку ощущение любви "с запасом", окунуть в чувство нужности "с головой" – это именно то, что придаст ему уверенности в себе и в мире, даже если мамы какое-то время рядом нет.
Одна из самых распространенных детских травм – ощущение покинутости мамой или неуверенности, что мама придет. Дайте ребенку как можно больше уверенности в своей любви, это ключ ко многим успехам в его жизни. "Слишком" здесь не бывает."
Разбудить и поднять
Ребенка будит не будильник, ребенка будит мама. И будит до победного конца – пока девочка не проснется окончательно, надежно.
С самого раннего возраста у нас есть "просыпальная песенка", которую я пою девочке, когда бужу ее. Если девочка просит полежать с ней, мы немножко лежим в обнимку, сначала тихо (дочка досматривает свой сон), потом я начинаю ее потихоньку тормошить – массировать, щекотать…
А потом начинается главное…
НАША УТРЕННЯЯ ЗАРЯДКА, которую "мама делает Масей"
Упражнения идут по определенному плану – разбудить кровеносную систему (сначала капилляры, потом большой круг кровообращения), голову, мышцы, позвоночник.
Комплекс упражнений когда-то составляла для меня моя мама, она врач лечебной физкультуры. Сейчас я адаптировала упражнения для маленького ребенка и для пассивного исполнения. Пассивного – это когда я, как в тайском массаже, делаю все сама с ребенкиными руками, ногами, всем телом.
Внимание! Я жестко стою на праве ребенка на телесную неприкосновенность! И прежде чем "делать зарядку Масей", я всегда уточняю, делаем зарядку или нет, можно или нет? Без озвученного согласия я могу ребенка только немного пощекотать, но если ребенок высказывает протест, сразу останавливаюсь.
Также важно ничего не делать через мышечное сопротивление. И если ребенок зевает или потягивается, я жду.
Перед зарядкой поворачиваю ребенка на спинку, но если не хочет на спинку, то как придется.
1. Ручки-ножки
Перебираю дочкины пальчики и сжимаю их в кулачки: "Пальчики, пальчики, ... – кулачки!" Потом сгибаю ей руки в локтях к плечам. Перебираю и потягиваю пальчики на ногах, постукиваю по пяточкам, кручу ступни (тихонечко), потом ее ножки сгибаю в коленях.
Поднимаю дочкины ручки вверх (она лежит и "тащится" или досыпает) и мелко трясу. Вибрирую ими (адаптация упражнения для капилляров из системы Ниши), потом то же самое с ножками.
2. Потягушки
Растягиваю ребенка очень аккуратно или даю ей потянуться самой.
3. Покатушки
Ножки к животику, подбородок к груди, и раскачиваю ребенка, как шарик, вперед-назад, вправо-влево. Потом расправленного ребенка можно покатать по кровати.
4. Опы-опы, пятки к попе
Переворачиваю на животик, и далее все понятно.
5. Самолетик
Девочка уже почти или совсем проснулась.
На животе. Руки согнуты в локтях, ладони смотрят вниз, ладони, локти и грудная клетка приподнимаются. Руки вытягиваются вдоль тела вперед или назад и поднимаются, тянутся вверх или вперед руки, грудная клетка и выпрямленные ноги.
Это упражнение девочка делает только сама. Пассивно сделать его очень сложно. Если не хочет, то переходим к следующему упражнению.
6. "Мася-рыбка"
Тоже упражнение из системы Ниши. Я беру девочку за голени и потряхиваю так, что все ее тельце вибрирует – как рыбку за хвостик растрясаю.
После этого или девочка встает (садится) сама, или я поднимаю ее и крепко обнимаю – сжимаю. Иногда она падает, и тогда мы еще минуточку играем – я поднимаю, она падает, я поднимаю и говорю о том, что у нас на завтрак. Деть переползает к столу и играет либо досыпает последние мгновения, пока я накрываю на стол.
Что такой утренний ритуал дает нам с дочкой?
Помимо того, что девочка нормально и не торопясь просыпается и разминается, такое экологичное пробуждение позволяет нам с ней не ссориться из-за ее нежелания просыпаться. Мы общаемся друг с другом, тискаемся, болтаем, смеемся. Мы радуемся друг другу.
Детское время невозвратно. Я много работаю, совместного времени у нас не так много, как хотелось бы. И такие моменты общения и общей радости очень ценны для меня, как и совместные прогулки по Москве в выходной, чтение книг, вместе испеченный кекс и вместе убранная комната.
Мы можем дарить друг другу радость утреннего общения почти каждый день, и было бы, наверно, неправильно этим не пользоваться.
Говорит Надежда Зеленина: "Знаете, чем отличается времяпрепровождение женщины, которая на самом деле успевает и в детской жизни участвовать, и карьеру делать, и собой заниматься? Насыщенностью. Концентрацией позитивных эмоций. Если даже у вас есть всего час в сутки на полноценное общение с детьми, пусть оно будет наполненным не суетой и гонкой, а самыми светлыми чувствами и состояниями".