Как подобрать развивающие игрушки по возрасту ребенка?
Если Вы купили игрушку, которая не соответствует возрасту малыша,то она вряд ли будет ему интересна.
В свои первые полгода ребёнок созерцает окружающий мир и игры малыша имеют соответствующий созерцательный характер. Ребёнок наблюдает за родителями, происшествиями, познаёт окружающий мир. Слушает разные звуки. Движения носят хватательный характер. В этом возрасте нужно обеспечить маленькому человечку необходимое количество слуховых, визуальных и осязательных образов. Полезно показывать ребёнку в этом возрасте крупные яркие картинки, играть с ним погремушками, подвесить в поле его зрения разноцветный музыкальный мобиль. Картинки полезны для зрительного восприятия, подвески и мобили над кроваткой подталкивают к первым действиям хватательного характера. Погремушки способствуют координации, слуховым и тактильным ощущениям.
Во втором полугодии жизни малыша превалирует необходимость развивать чувства. Хватательный рефлекс преобладает, поэтому у малыша должна быть возможность хватать, держать, бросать игрушки. Игрушки должны быть различных форм, разных материалов – погремушки, мячики, кубики из дерева, пластмассы, резины. К 8-10 месяцам малыш начинает ломать и бросать игрушки. Это помогает познакомиться с формами и размерами предметов. Уместными здесь будут деревянные кубики. Дерево – приятный на ощупь материал, помогает развить чувствительность рук, а возможность строить и ломать – координацию движений. Желание ребёнка всё ломать – это нормально. Ребёнок пытается самоутвердиться, стать участником событий. Посредством разрушения он самоутверждается. В этом возрасте для развития моторики ребёнку потребуются игрушки, которые побуждают его ползать. Для этой цели прекрасно подойдут мячики.
От 1 года до 3-х лет развиваются физические навыки. Малыш начинает ходить, бегать, прыгать. Он уже может управлять своим телом. Кроме того, ребёнок изучает цвета, учится говорить, постигает понятия больше-меньше. Игры должны побуждать ребёнка развивать координацию, разговорную речь. В данный период будут полезны различные пирамидки, сортеры, доски-вкладыши. Помощь в играх от родителей в данный период обязательна, т.к. малыш не может пока эффективно играть самостоятельно. Полезны будут и мягкие игрушки, они успокаивают, дают чувство безопасности.
В три года нужно начинать знакомить малыша с играми по правилам. Неплохо было бы познакомить ребенка с простыми играми, такими как лото и домино. Они способствуют развитию очерёдности и концентрации внимания.
В трёх–пятилетнем возрасте появляется заинтересованность в себе подобных. В домашнем ассортименте игрушек неплохо было бы иметь фигурки человечков и зверушек. Причём фигурок желательно иметь много, чтобы ребёнок мог устраивать масштабные мероприятия. Поиграть в город или зоопарк, например. Ребёнок уже вовсю фантазирует, нужно поддерживать его фантазию и развивать её. Уместными будут и игрушки, которые копируют взрослые предметы: наборы инструментов, мебель, посуда…
В пять-десять лет ребёнок начинает творить и созидать. Задача родителей в это время – развить творческий потенциал ребёнка. Это время конструкторов, наборов для творчества и экспериментов. Эти замечательные игрушки помогают научить ребёнка создавать вещи своими руками и получать от этого удовольствие. Кроме того, юный человек знакомится с понятием "электричество", простейшими законами физики и химии.